Tadviser опубликовал обзор ключевых докладов саммита.
В Москве 2 сентября состоялся саммит MERLION – одно из крупнейших мероприятий в сфере ИТ и успешно зарекомендовавшая себя площадка для обмена опытом и знаниями в среде профессионалов высокотехнологичной сферы. Участники саммита обсудили вопросы развития ИТ-инфраструктуры и принципы создания сетей и платформ виртуализации, рассмотрели особенности обеспечения информационной безопасности с точки зрения эффективности бизнеса, поговорили о новых возможностях импортозамещения и изменении моделей интеграции в пандемию.
Открывая мероприятие, генеральный директор компании MERLION Дмитрий Виноградов отметил, что в пандемию «цифра» стала абсолютно привычным явлением: цифровые устройства, цифровые сервисы, цифровые двойники документов – все это тесно переплелось за последнее время. При этом о существовании ряда вещей, которые сегодня нам кажутся привычными, еще 2-3 года назад многие и не подозревали. ИТ помогли адаптироваться к трудным временам, прочно вошли в нашу жизнь и позволяют создавать новые возможности, заявил Дмитрий Виноградов.
Алексей Абрамов, председатель совета директоров MERLION, обратил внимание на то, что за два года, прошедшие с предыдущего саммита, люди объективно стали меньше общаться вживую, большинство коммуникаций были перенесены в режим онлайн. Как результат, общение тет-а-тет приобрело элитарный статус. Но ИТ дают хорошие возможности для коммуникаций и других сфер нашей жизни.
«От нас всех зависит, займет ли Россия место среди ведущих стран», - подчеркнул Алексей Абрамов, приветствуя участников мероприятия.
Ключевыми спикерами MERLION IT Simmit 2021 стали топ-менеджеры мировых ИТ-корпораций, то есть тех игроков рынка, которые активно участвуют в конструировании новой технологической реальности и при этом буквально на глазах меняются сами. Алексей Иванов, глава представительства Intel в России, отметил, что недавно возглавивший компанию Пэт Гелсингер (Pat Gelsinger) ставит своей целью принципиальные изменения бизнеса. Intel представила стратегию IDM 2.0, согласно первому пункту которой предстоит создать глобальную производственную сеть, выпуская продукты, адаптированные под конкретные требования заказчиков. Другая большая часть стратегии касается развития направления ПО.
«Большие системы будущего начинаются именно с софта, в этих платформах есть тесная интеграция приложений и железа. Поэтому Intel очень важно помочь компаниям создавать такие решения», - объяснил Иванов.
Отвечая на вопрос ведущего мероприятия, известного журналиста Алексея Пивоварова, о дефиците полупроводников, который сложился с началом пандемии, Алексей Иванов рассказал, что в новых условиях существенно изменилась структура спроса: резко – примерно на 50% - вырос интерес к компьютерам, так как людям необходимо было массово работать и учиться из дома. При этом полупроводниковая промышленность, даже несмотря на хорошие аналитические модели, с помощью которых в прошлые годы спрос можно было предсказать с погрешностью не более 3%, объективно оказалась не готова к тем реалиям, что принесла пандемия. Цикл производства чипов составляет больше года, поэтому в новых условиях возник дефицит. На это наложились проблемы с поставкой сторонних компонентов для ПК (контроллеры, Wi-Fi-модули и др.). Intel ожидает, что рынок полупроводников еще довольно долго будет штормить, он нормализуется не раньше начала 2023 г., сообщил Иванов.
Среди интересных тенденций глава представительства Intel в России отметил стремительное развитие различных проектов в сфере облаков: имеющиеся модели обретают зрелость, также появляются новые проекты. Сегодня правительства разных стран заинтересованы в развитии собственных облачных платформ, и это, соответственно, генерирует большой спрос на услуги в различных сегментах. Кроме того, ряд стран сегодня озабочены развитием собственных полупроводниковых производств, чтобы избежать зависимости от Азии, где сосредоточены основные заводы по выпуску чипов. Еще одна очевидная тенденция – развитие искусственного интеллекта: бизнес-приложений на его основе становится все больше, он проникает в жизнь людей.
Татьяна Сорокина, генеральный директор IBM в России, обратила внимание на то, что сегодня значимость любой технологии не в том, что она позволяет делать, а в том, какую ценность она создает для бизнеса. Технологии должны отвечать смыслу бизнеса, поэтому инвестировать надо в то, что обеспечивает эффективность, надежность и безопасность.
Согласно опросам заказчиков IBM, во-первых, сегодня компании оценивают важность надежных масштабируемых платформ. Здесь важны облака, искусственный интеллект, интернет вещей. Во-вторых, заказчики признают необходимость инвестиций в кадровые ресурсы: пандемия стала серьезным вызовом, и на первый план для руководителей выходит то, как они управляют человеческим капиталом в контексте развития технологий. Образовательные программы сегодня дают быстрый эффект и являются хорошими мотиваторами персонала на перспективу. В-третьих, заказчики отмечают важность партнерских экосистем. В последнее время появились новые формы партнерского взаимодействия. Сейчас распространена стратегия, согласно которой компания концентрируется на главной экспертизе и ключевых возможностях, а остальное берет у соратников по цеху, иногда даже у конкурентов.
По словам Татьяны Сорокиной, в то время, когда на рынке не появляются новые технологии, наиболее ярко проявляет себя показатель гибкости платформ. Этому очень хорошо отвечают гибридные облака: они позволяют бизнесу быстро адаптироваться к новому и менять модели.
Говоря о развитии искусственного интеллекта, многие спикеры саммита отмечали, что пока ИТ-рынок не очень далеко продвинулся в плане создания решений. При этом постепенно растет востребованность искусственного интеллекта: пионерами его использования были банки, но постепенно он находит применение в других отраслях, например, в ритейле и ТЭК. Одна из помех на пути распространения искусственного интеллекта – скепсис бизнеса: для многих руководителей это непонятно и сложно. Также есть дефицит специалистов в сфере ИИ и нехватка инфраструктурных мощностей.
Искусственный интеллект будет развиваться более активно, если снизится стоимость вычислений, заявил Дмитрий Лашт, коммерческий директор Hewlett Packard Enterprise в России. Что касается поведения бизнеса в период пандемии, то, по его словам, больше всех выиграли компании, у которых прикладной софт был написан на базе контейнеров. Это позволило быстро и максимально гибко приспосабливаться к изменениям производственных процессов. Направление контейнерных вычислений HPE провозгласила приоритетным для себя, поэтому создала портфель продуктов для контейнерной разработки – Ezmeral.
По ряду факторов в мире ИТ еще более серьезной проблемой стало обеспечение информационной безопасности.
Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского», подчеркнул, что в пандемию коронавируса киберпреступники стали работать еще больше. По словам эксперта, весной 2020 г. количество киберпреступлений выросло на 20-25%.
Касперский сообщил, что сегодня мы наблюдаем взрывной рост массовой киберпреступности, число профессиональных киберпреступников также постоянно увеличивается. Начинающие хакеры быстро обучаются и вливаются в профессиональные группировки, которые проводят целевые атаки (APT), и могут нанести урон критической инфраструктуре, в том числе индустриальным объектам. На сегодняшний день эксперты компании идентифицируют более 900 таргетированных вредоносных кампаний.
Говоря о дальнейшем развитии «Лаборатории Касперского», генеральный директор напомнил, что портфолио компании уже давно не ограничивается традиционными антивирусными решениями. Для борьбы со сложными и постоянно эволюционирующими киберугрозами эксперты активно развивают линейку корпоративных продуктов, разрабатывают и внедряют широкий спектр технологий и сервисов, основанных на принципе кибериммунитета. В основе данного подхода лежит фундаментальное правило: безопасное будущее можно построить только на безопасном фундаменте. Так, эксперты компании разработали кибериммунную операционную систему KasperskyOS. На базе нее можно строить ИТ-решения с «врожденной» устойчивостью к атакам для отраслей с высокими требованиями к информационной безопасности – например, для умных городов, госсектора, промышленности, транспорта и других.
«Очевидно, что чем больше компания, тем сложнее задача обеспечения кибербезопасности. Важно определить риски, несовместимые с жизнью вашего бизнеса. Защита крупного предприятия – это не проект, а процесс,» - подытожил Касперский.
Среди ключевых тем в ходе панельных дискуссий и при общении в кулуарах было импортозамещение. В частности, участники MERLION IT Summit обсудили предстоящие государственные инициативы, а также то, каких продуктов и решений в импортозамещении все еще не хватает, перспективы и «болевые» точки развития отечественных решений на российском и мировом рынках. Гости форума отмечали хорошие перспективы линейки отечественных компьютеров на базе отечественного процессора Baikal-M. Так, компания iRU начала серийное производство на отечественной элементной базе наиболее востребованных устройств в корпоративном сегменте - ПК, включая малоформатные десктопы, тонких клиентов и моноблоков начального уровня. Кроме того, iRU совместно с компанией «Росплатформа» планирует развивать программно-аппаратный комплекс, работающий на базе современного отечественного конвергентного решения. Немаловажным фактом также является то, что продукция торговой марки iRU включена в единый Реестр Российской радиоэлектронной продукции.
Многие участники панельной дискуссии "Импортозамещение 2021 - новые вызовы и возможности" отмечали, что в прошлом году российский ИТ-рынок серьезно продвинулся в плане создания и развития отечественных продуктов. Было довольно много проектов внедрения отечественного ПО, включая офисные пакеты и решения в области информационной безопасности. Кроме того, появилось немало программно-аппаратных комплексов российской разработки, ожидается, что в ближайшее время появятся конкурентоспособные серверы на базе процессоров "Байкал" и "Эльбрус". Большим подспорьем для рынка в области импортозамещения стали меры, принятые государством, в том числе налоговый маневр в ИТ-отрасли.
Россия не одинока в своем стремлении к импортозамещению. На сегодня мир двигается в сторону многополярности, и во всех частях света есть центры импортозамещения, включая Китай и Западную Европу. Тенденция очевидна: все больше стран не хотят пускать к себе зарубежное ПО и предпочитают развивать собственные продукты, опасаясь прежде всего за безопасность конфиденциальной информации: не всегда понятно, что окажется в используемой программе иностранного производства - просто уязвимость или бэкдор. Более того, Россия находится в статусе догоняющего по отношению ко многим государствам - есть примеры, когда импортозамещение идет уже порядка 20 лет. Среди главных препятствий импортозамещения участники дискуссии назвали сложность в создании экосистем. Нужно смотреть на шаг вперёд и взаимодействовать с большим количеством партнёров, чтобы не остаться со своим продуктом наедине.