CRN/RE: «Рынок ноутбуков “сжимается”»

07.05.2015

Комментарии Виктории Тарантиной, генерального менеджера проекта iRU, о российском рынке ноутбуков в апрельском спецвыпуске CRN/RE «Итоги 2014 года».

Автор: Владимир Смирнов

CRN/RE: “По данным Gartner, в 2014 г. в России было продано 4,219 млн. ноутбуков, что на 32% меньше, чем в 2013 г. Согласно отчетам IDC, в 2014 г. сегмент российского рынка ноутбуков стал меньше на 26,9% по сравнению с показателями 2013 г., а сами поставки составили 4,87 млн. штук.

По данным аналитиков ITResearch, российский рынок ноутбуков в ноябре увеличился по сравнению с октябрем на 8%, до 565 тыс. устройств, но после этого последовало падение: годовая динамика составила 23,6%, а всего за год было продано 5,5 млн. ноутбуков. ITResearch отметила, что в конце года средневзвешенные цены на ноутбуки в рублях поднялись на 13% по отношению к октябрьским, что даже больше, чем рост курса доллара в этот период, и при такой ситуации трудно было выйти на по-настоящему большие объемы продаж. Аналитики ITResearch также утверждают, что в конце года происходил «спешный слив в канал» всех имевшихся запасов на складах в связи с девальвацией рубля. По предварительным данным, отгрузки ноутбуков уже в январе 2015 г. снизились в годовом исчислении примерно на 60%».

Как считают производители и дистрибьюторы?

При общем падении этого рынка наблюдались и позитивные тенденции. Так, Виктория Тарантина, руководитель проекта iRU, считает, что в 2014 г. рыночное пространство ноутбуков стало меньше на 40%. Но в то же время она утверждает, что в компании iRU ситуация иная — продажи ноутбуков в 2014 г. по сравнению с 2013 г. не снижались, а росли — на 25%. Как и в ситуации с настольными ПК, большое влияние на это оказала политика импортозамещения и возросший спрос на российскую продукцию среди корпоративных заказчиков.

Нетбуки возвращаются, но что им мешает?

Виктория Тарантина: «В текущей экономической ситуации часть потребителей не готова переплачивать за „лишние“ функции и выбирает для себя оптимальное сочетание „цена/свойства“. Пользователям начального и среднего уровня, как правило, уже не хватает функционала планшета, но на полноценный ноутбук недостает средств, и они могут приобрести нетбук».

Почему не растут продажи ультрабуков?

В продажах компании iRU в 2014 г. ультрабуки занимали не более 5%. «Можно сказать, что пик продаж этих устройств уже позади и в скором времени их место займут более универсальные „трансформеры“ и полнофункциональные ноутбуки», — считает Виктория Тарантина.

Зато растут продажи «трансформеров»

Виктория Тарантина: «Трансформеры iRU созданы специально для образовательных целей, и их основные пользователи — ученики и учителя школ. При этом в общем объеме продаж iRU «трансформеры» занимают около 15%.

Каковы перспективы рынка мобильных ПК?

По мнению Виктории Тарантиной, основным спросом будут по-прежнему пользоваться традиционные ноутбуки: «„Трансформеры“ с их функциональными возможностями и при выгодной ценовой политике производителей могут отвоевать значительную долю рынка у ультрабуков, а также составить весомую конкуренцию крупноразмерным планшетам» ”.

Полную версию статьи читайте на сайте CRN или в Спецвыпуске CRN №2 (88), апрель 2015 года